Неточные совпадения
— Но, — сказал Сергей Иванович, тонко улыбаясь и обращаясь к Каренину, — нельзя не согласиться, что взвесить вполне все выгоды и невыгоды тех и других наук трудно и что
вопрос о том, какие предпочесть, не был бы решен так скоро и окончательно, если бы на стороне классического образования не было того преимущества, которое вы сейчас высказали:
нравственного — disons le mot [скажем прямо] — анти-нигилистического влияния.
Анна испытывала почти физическое наслаждение в ощущении его близости и ласки и
нравственное успокоение, когда встречала его простодушный, доверчивый и любящий взгляд и слышала его наивные
вопросы.
— Понимаю (вы, впрочем, не утруждайте себя: если хотите, то много и не говорите); понимаю, какие у вас
вопросы в ходу:
нравственные, что ли?
вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще и гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться. Ну, застрелитесь; что, аль не хочется?
А между тем, казалось бы, весь анализ, в смысле
нравственного разрешения
вопроса, был уже им покончен: казуистика его выточилась, как бритва, и сам в себе он уже не находил сознательных возражений.
Энергические и умные меры Смита водворили в колонии мир и оказали благодетельное влияние на самих кафров. Они, казалось, убедились в физическом и
нравственном превосходстве белых и в невозможности противиться им, смирились и отдались под их опеку. Советы, или, лучше сказать, приказания, Смита исполнялись — но долго ли, вот
вопрос! Была ли эта война последнею? К сожалению, нет. Это была только вторая по счету: в 1851 году открылась третья. И кто знает, где остановится эта нумерация?
— Она? — Марья Павловна остановилась, очевидно желая как можно точнее ответить на
вопрос. — Она? — Видите ли, она, несмотря на ее прошедшее, по природе одна из самых
нравственных натур… и так тонко чувствует… Она любит вас, хорошо любит, и счастлива тем, что может сделать вам хоть то отрицательное добро, чтобы не запутать вас собой. Для нее замужество с вами было бы страшным падением, хуже всего прежнего, и потому она никогда не согласится на это. А между тем ваше присутствие тревожит ее.
Далее: «Во-вторых, защитник Масловой, — продолжал он читать, — был остановлен во время речи председателем, когда, желая охарактеризовать личность Масловой, он коснулся внутренних причин ее падения, на том основании, что слова защитника якобы не относятся прямо к делу, а между тем в делах уголовных, как то было неоднократно указываемо Сенатом, выяснение характера и вообще
нравственного облика подсудимого имеет первенствующее значение, хотя бы для правильного решения
вопроса о вменении» — два, — сказал он, взглянув на Нехлюдова.
Другой порядок
вопросов был запутаннее. В них употреблялись разные полицейские уловки и следственные шалости, чтобы сбить, запутать, натянуть противуречие. Тут делались намеки на показания других и разные
нравственные пытки. Рассказывать их не стоит, довольно сказать, что между нами четырьмя, при всех своих уловках, они не могли натянуть ни одной очной ставки.
Безличность математики, внечеловеческая объективность природы не вызывают этих сторон духа, не будят их; но как только мы касаемся
вопросов жизненных, художественных,
нравственных, где человек не только наблюдатель и следователь, а вместе с тем и участник, там мы находим физиологический предел, который очень трудно перейти с прежней кровью и прежним мозгом, не исключив из них следы колыбельных песен, родных полей и гор, обычаев и всего окружавшего строя.
Что касается до
нравственного смысла помещичьей среды нашей местности в описываемое время, то отношения ее к этому
вопросу ближе всего можно назвать страдательными.
Тогда и окажется, что талант одного способен во всей силе проявляться только в уловлении мимолетных впечатлений от тихих явлений природы, а другому доступны, кроме того, — и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и
вопросами нравственными, интересами общественной жизни.
— Нет-с, я не про то, — сказал Евгений Павлович, — но только как же вы, князь (извините за
вопрос), если вы так это видите и замечаете, то как же вы (извините меня опять) в этом странном деле… вот что на днях было… Бурдовского, кажется… как же вы не заметили такого же извращения идей и
нравственных убеждений? Точь-в-точь ведь такого же! Мне тогда показалось, что вы совсем не заметили?
Убегавший теперь от первого пара Прокопий показывал свою полную
нравственную несостоятельность, что и подчеркнула своим
вопросом вековушка Марья.
Пожалуйста, не смущайтесь
вопросами — на это нечего обращать внимания. Все это такой вздор — хоть именно досадно, что Ивана Дмитриевича преследовали эти пустяки. Я тоже уверен, что cela a mis de l'eau dans son vin. [Этим подмешали воды в его вино (то есть ухудшили его положение) (франц.).] Самая жизнь в деревне Толстого верно отозвалась на его расстроенном организме, не говоря уже о
нравственном страдании при разлуке с семьею Евгения. Обнимаю вас.
Странное дело, — эти почти бессмысленные слова ребенка заставили как бы в самом Еспере Иваныче заговорить неведомый голос: ему почему-то представился с особенной ясностью этот неширокий горизонт всей видимой местности, но в которой он однако погреб себя на всю жизнь; впереди не виделось никаких новых умственных или
нравственных радостей, — ничего, кроме смерти, и разве уж за пределами ее откроется какой-нибудь мир и источник иных наслаждений; а Паша все продолжал приставать к нему с разными
вопросами о видневшихся цветах из воды, о спорхнувшей целой стае диких уток, о мелькавших вдали селах и деревнях.
Другое дело, если б он рассказал самую подноготную выжимательного процесса; но ведь и то сказать: еще
вопрос, понимал ли он сам, что тут существует какая-то подноготная и что она может быть подвергаема
нравственной оценке.
Высшую любовь — потому что в благополучном его разрешении заключалось, по их воззрению, все благо, весь жизненный идеал; высшее
нравственное убожество — потому что, даже в случае удачного разрешения
вопроса о пропитании, за ним ничего иного не виделось, кроме пустоты и безнадежности.
Этот
вопрос обнимал собою и высшую любовь, и высшее
нравственное убожество.
Они только наблюдения собирают, а до сущности
вопроса или, так сказать, до
нравственной его стороны совсем не прикасаются, и даже самую нравственность совсем отвергают, а держатся новейшего принципа всеобщего разрушения для добрых окончательных целей.
В сущности Сверстов торопился произвести на своим другом
нравственную операцию единственно по своей искренней любви к Егору Егорычу и из страха за него. «Ну, — думал он в своей курчавой голове, — решить
вопрос, так решить сразу, а там и видно будет, что потом следует предпринять».
Но она была не из тех дам, чтобы сробеть и спасовать в области
нравственных и религиозных
вопросов.
Ученье началось быстро и успешно; сначала наставница и ученик говорили по-немецки, разумеется, об обыденных предметах, а потом разговор их стал переходить и на
нравственные, сердечные
вопросы.
В настоящее время, когда разрешено множество
вопросов первостепенной важности, вместе с ними решен и
вопрос о
нравственных качествах танцевальных учителей.
Делается, во-1-х, тем, что всем рабочим людям, не имеющим времени самим разбирать
нравственные и религиозные
вопросы, с детства и до старости, примером и прямым поучением внушается, что истязания и убийства совместимы с христианством и что для известных государственных целей не только могут быть допущены, но и должны быть употребляемы истязания и убийства; во-2-х, тем, что некоторым из них, отобранным по набору, по воинской повинности или найму, внушается, что совершение своими руками истязаний и убийств составляет священную обязанность и даже доблестный, достойный похвал и вознаграждений поступок.
Скажите этим людям, что
вопрос только в личном отношении каждого человека к поставленному перед каждым теперь
нравственному религиозному
вопросу законности или незаконности участия в общей воинской повинности, и эти ученые только пожмут плечами и даже не удостоят вас ответа или внимания.
Хотя
нравственные и умственные его качества всего ближе определялись пословицей: «не лыком шит», но так как
вопрос о том, насколько полезны щегольской работы помпадуры, еще не решен, то мы довольствовались и тем, что у нас хоть плохонький, да зато дешевенький.
— Не даром, но предположите, что деньги могли быть у третьего лица, совершенно непричастного к настоящему
вопросу о квартирной плате. Конечно,
нравственная сторона всего дела этим не устраняется: мы были несколько навеселе, это верно. Но мир так прекрасен, Федосья Ниловна, а человек так слаб…
Критик уверял, что драма потому уже лишена значения, что ее героиня безнравственна; читатели останавливали его и задавали
вопрос: с чего же вы берете, что она безнравственна? и на чем основаны ваши
нравственные понятия?
У Островского не то: у него вы находите не только
нравственную, но и житейскую, экономическую сторону
вопроса, а в этом-то и сущность дела.
Мне скажут, быть может: но существует целый мир чисто психических и
нравственных интересов, выделяющий бесконечное множество разнообразнейших типов, относительно которых не может быть ни
вопросов, ни недоразумений.
Оставшись одна, Домна Осиповна впала в мучительное раздумье, хоть в сущности она уже окончательно решила в мыслях своих сойтись с мужем, потому что лишиться пятисот тысяч было выше всяких
нравственных сил ее и почти равнялось бы самоубийству; но весь
вопрос для нее состоял в том, как ей поступить в этом случае с Бегушевым?
— Хорошо-с. Значит, как желудок хочет есть, так
нравственное чувство хочет, чтобы мы любили своих ближних. Так? Но естественная природа наша по себялюбию противится голосу совести и разума, и потому возникает много головоломных
вопросов. К кому же мы должны обращаться за разрешением этих
вопросов, если вы не велите ставить их на философскую почву?
Девица К. была личность юная, чистая, увлекавшаяся пламенно, но по разуму своему скоро обнимавшая
вопрос с разных сторон и с тех пор страдавшая сомнениями, обращавшимися для нее в
нравственные пытки.
Цель моей командировки заключалась главным образом в том, чтобы выяснить те новые условия, которые в заводском хозяйстве заменили порядки крепостного права, и затем проследить, как отозвалась в жизни рабочего населения заводов новая пора, наступившая после 19 февраля, какие потребности, нужды и
вопросы были выдвинуты ею на первый план и, наконец, какие темные и светлые стороны были созданы реформами последних лет в экономическом положении рабочего люда, в его образе жизни, образовании, потребностях,
нравственном и физическом благосостоянии.
— Именно этого и ожидала от тебя наука, — снисходительно поддакнул Чубаров, и среди слушателей раздался шумный смех. — Он не отвечает на
вопрос, ибо столь сложные
нравственные понятия недоступны его простому разуму, не испорченному гнилой культурой. Теперь, если наука меня не обманывает, я могу предсказать ответ на третий и последний
вопрос. Это будут элементарные мышечные рефлексы.
Но читателю может ещё представляться
вопрос: «что же нужно делать для
нравственного развития, на которое мозг должен иметь влияние не прямое, а посредственное?» На этот счёт мы привели уже мимоходом несколько заметок доктора Бока; но здесь можем, прибавить и ещё несколько соображений. Они очень нехитры, и потому не будут продолжительны.
Конечно, если рассудить хладнокровно, так это само по себе вздор: при обсуждении
нравственного достоинства человека надо смотреть на то, заслуживал ли он быть битым; а там — бит ли он был в действительности или нет, — это уже другой
вопрос,
вопрос силы, а не права.
Это, кажется, ясно; и на основании этого взгляда нетрудно решить
вопрос о
нравственном достоинстве Станкевича в двух словах: если жизнь должна быть рядом лишений и страданий в силу велений долга, так это ведь потому, что наши собственные стремления не сходятся с требованиями долга.
Ясно следует из этого, как дважды два — четыре ясно, что в
вопросе о скучных людях, необходимо принимать в соображение, не только способности, познания, и вообще, большую или меньшую степень умственной занимательности, но также характер, наклонности, стремления, вкусы, — словом,
нравственную природу человека.
Ну, что может быть проще, изящнее такого поступка! Зачем я вошел? Это другой
вопрос! Это уже, так сказать,
нравственная сторона дела. Вот тут-то и сок!
— Позвольте-с. Сколько могу судить, дело не в одном этом. Человеколюбие всегда следовало. Реформа же этим не ограничивается. Поднялись
вопросы крестьянские, судебные, хозяйственные, откупные,
нравственные и… и… и без конца их, этих
вопросов, и все вместе разом может породить большие, так сказать, колебанья. Вот мы про что опасались, а не об одной гуманности…
Если бы был поставлен
вопрос, как сделать так, чтобы человек совершенно освободил себя от
нравственной ответственности и делал бы самые дурные дела, не чувствуя себя виноватым, то нельзя придумать для этого более действительного средства, как суеверие о том, что насилие может содействовать благу людей.
О
нравственной стороне „инцидента“ Стеха будто вовсе не думала, а когда я наклонил
вопрос в эту сторону и побудил ее выразить свое мнение, — она покопала веретеном под головною повязкою и сказала: „Что“ говорить-то?
На последнем учительском совете Феликс Подвиляньский внес на всеобщее обсуждение
вопрос: не признает ли совет благопотребным и даже необходимым, для наиболее успешного умственного и
нравственного развития учеников и для ознакомления их с ходом событий современной жизни России, в которой им придется быть деятелями, допустить в гимназии беспрепятственное чтение «Колокола» и прочих заграничных изданий?
Понимаю, какие у вас
вопросы в ходу:
нравственные, что ли?
Вечные
вопросы Достоевского: почему я должен быть
нравственным, почему я должен быть порядочным, раз нет бога? — вызвали бы у Ницше только усмешку: «Мы отнеслись бы с предубеждением к человеку, если бы услышали, что ему нужны особые основания, чтобы оставаться порядочным. Словечко «ибо» в известных случаях компрометирует; иногда мы даже опровергаем себя самих единственным «ибо».
Вопрос этот не может решаться диалектикой понятий, он решается духовным и
нравственным опытом.
Большую честь французам делает то, что они из этого
вопроса сделали
вопрос чести,
вопрос нравственной совести нации.
Нравственное сознание началось с Божьего
вопроса: «Каин, где брат твой Авель?» Оно кончится другим Божьим
вопросом: «Авель, где брат твой Каин?»
Основным является не
вопрос о цели, которой должна быть подчинена наша
нравственная жизнь, цели, извне данной и навязанной или имманентной, а
вопрос об источнике творческой жизни, об энергии, реализующейся в нашей жизни.